Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В разные временные периоды реакцией на застойные процессы в социуме и науке, культуре и религии являлись как спонтанные, так и спланированные акции протеста. Результатом таких протестов было как возвращение прежнего положения дел, так и кардинальные трансформации в конкретной области общества. Постмодернизм же можно рассматривать как ответ на сформированные ранее взгляды модернизма.
В центре внимания постмодернизма находится широкий спектр проблем, связанных с глобальными культурными, экономическими, религиозными, социальными, политическими изменениями в обществе в ХХ веке. В связи с междисциплинарностью постмодернистского течения, отдельно выделяется постмодернизм в литературе, искусстве, науке, философии, теологии и т.д.
Исследователи постмодернизма говорят о том, что он – реакция на классический модернизм с его просветительскими идеями и рациональным подходом. Основа реакции постмодернизма подчеркивается внутренними противоречиями, отсутствием общей концепции и несогласованностью идеями. Одновременно с этим, поиск необычных способов, творческий подход постмодернистской точки зрения определяется его существенным вкладом в создание современных тенденций в литературе и искусстве.
Целью данной работы является рассмотрение постмодернистской теории (М.Фуко, Ж.Бодрийяр).
Задачи:
- описать сущность, принципы постмодернизма; идеи Ж. Бодрийяра;
- проанализировать постмодернизм в концепции М. Фуко.
1 Общая характеристика постмодернизма: определение, принципы. Жан Бодрийяр и концепт «симуляции»
Постмодернизм – это интеллектуальное течение западной мысли, возникшее в 1970-е годы под влиянием социально-политических и культурных перемен, происходивших в западном мире после Второй мировой войны. Среди основных представителей постмодернизма принято выделять французских философов поструктуралистского направления, таких как Ролан Барт (1915-1980), Жан Франсуа Лиотар (1924-1998), Жиль Делез (1925-1995), Мишель Фуко (1926-1984), Жан Бодрийяр (1929-2007), Жак Деррида (1930-2004). К ним также причисляют теоретиков современного психоанализа, например Жака Лакана (1901-1981), Юлию Кристеву (р. 1941), Славоя Жижека (р. 1949) и других. Однако стоит отметить, что постмодернизм представляет собой трансконтинентальное течение, и его теоретиков можно встретить как в европейском, так и в англо-американском интеллектуальном пространстве (Ихаб Хассан (1925-2015), Юрген Хабермас (р. 1929), Фредрик Джеймсон (р. 1934), Терри Иглтон (р. 1943), Вольфганг Вельш (р. 1946) и другие).
Отметим, что впервые термин «постмодернизм» прозвучал во время Первой мировой войны в книге немецкого эссеиста, философа и исследователя мифологии Рудольфа Паннвица (1881-1969) «Кризис европейской культуры» (1917). Позднее термин был принят в среде испанских литераторов и теоретиков искусства для обозначения нового эстетического движения. Так, писатель и литературный критик Федерико де Онис (1885-1966) обозначил понятием « post-modernismo» «консервативное течение в рамках модернизма» наряду с концептом «ультрамодернизм», обозначавшем скорое возвращение авангардистских мотивов в искусстве. С 1950-х годов понятие «постмодернизм» прослеживается в работах англо-американских деятелей искусства, философии, науки, таких как, например, поэт Чарльз Олсон (1910-1970), американский социолог Чарльз Райт Миллс (1916-1962), литературный критик Ирвинг Хоуи (1920-1995) и некоторые другие.
В следующем десятилетии в американских литературных и искусствоведческих дискуссиях закрепляется термин «постмодерн», появившись в частности в знаменитой книге «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) американского архитектора Чарльза Дженкса (р. 1939).
Понятием «постмодерн» он обозначил своеобразный эстетический феномен того времени, который состоял в отказе от единой стилистики, появлении радикального эклектизма в архитектуре, смешивании художественных приемов. Примерно такое же значение термин «постмодерн» имел и для литературной теории. Таким образом, возникновение постмодернистского движения было связано в первую очередь с выделением новых тенденций в литературе, искусстве и архитектуре.
В основании постмодернистского философского осмысления глобальных трансформаций ХХ века лежит разочарование в идеалах рациональности и прогресса, а также критическое отношение к модернизму как направлению, провозглашающему эти идеалы. Надо сказать, что сам термин «модернизм» подвергается лингвистическому затруднению, поскольку, обозначая в английском языке «современность», это понятие связывается с периодом Нового времени в европейской истории. С другой стороны, модернизм, взятый вне хронологического контекста, понимается как в некотором смысле идейное течение, возникшее на основе ценностей эпохи Просвещения, как то гуманистические идеалы разума и свободы, научный прогресс, доминирующая роль естественнонаучных методов и эмпирический подход в науке. Возникновение просвещенческих идеалов способствовало социокультурным и политическим изменениям, формированию научной картины мира, процессам секуляризации, возрастанию роли капитализма и т.д.
Основной принцип постмодернизма – плюрализм, децентрация и фрагментарность, изменчивость и неопределенность. Постмодернистское течение отвергает все двойные конфронтации – классовые, возрастные, половые, расовые. Но постмодернизм создает новую конфронтацию, противопоставляя себя модернизму. На место целого приходят части, их взаимообмен.
«Постмодерн начинается там, где кончается целое. И он категорически выступает против новых попыток тоталитаризации…» .
Разнообразие в постмодернизме возможно при помощи определения позиций, мнения субъектов познания и временных границ. Взаимосвязь зависит от попытки соединения несоединимого, применяя мозаичный способ.
«Одновременность разновременного, симультанность и взаимопроникновение различных точек зрения стали новым естеством» .
Идеал постмодернистов – это отсутствие порядка, структуры, огромное количество смыслов и субъективность истин. Посмодернисты выступают за асистемность, множество вариантов, за то, чтобы наука соединяла себя с искусством, философия соединялась с филологией и др.
Децентрация, или ликвидация центра, связывается с ликвидацией силы власти, границ пространства и времени, что приводит к приоритету любых стилей, форм и направлений. Стирание границ во времени и пространстве связывается с потерей важности традиций. Поэтому внимания заслуживает понимание времени в постмодернизме, где время как процесс не представляется важным. Важным является становление настоящего. Реальность есть, поэтому, только «здесь и сейчас».
В рамках постмодернистской философии отвержение рациональных принципов «устойчивости» знаков и смыслов способствует формированию идеи кризиса «репрезентации». С точки зрения семиотики постмодернизма дискурсивное устройство мира-текста и эпистемологическая неуверенность «общества постмодерна» являются определяющими факторами для выведения тезиса о том, что любой знак репрезентирует не реальный предмет, а другой знак. Эта проблема наиболее полно представлена в системе взглядов французского философа Жана Бодрийяра. Отметим, что хотя он не причислял себя к числу представителей постмодернистской мысли, тем не менее его идеи вошли в ядро концептуального аппарата постмодернизма.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бодрийяр Ж. Америка // http://otechnik.narod.ru/bodriyaram_1.htm (дата обращения 15.10.2020).
2) Вельш, В. Наш постмодернистский модерн, 1987.
3) Вельш, В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. - 1992. - №1.
4) Вен П. Фуко: его мысль и личность / Пер. с фр. А.В. Шестакова. – СПб.: Владимир Даль, 2013
5) Грицанов А. А., Можейко М. А. Постмодернизм. Энциклопедия. – Минск: Интерпрессервис, 2001.
6) Конев В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Онтология культуры (Избранные работы). – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998
7) Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. – Спб, Алетейя, 2000.
8) Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. – СПб.: ТОО ТК «Петро-полис», 1997.
9) Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр., СПб.: Академия, 1994